РУ | EN

DANCE INVERSION

Международный фестиваль современного танца

Щелкунчик и Мышиный король


Балет Цюриха

Балет Цюриха – старейшая профессиональная балетная компания Швейцарии, хорошо известная за пределами страны по успешным гастролям. В ее составе 36 исполнителей. С сезона 2012/13 Балет Цюриха возглавляет Кристиан Шпук.

В настоящий момент компания базируется в Цюрихской опере, но изначально она была балетом Цюрихского городского театра. Труппу развивали возглавлявшие ее в разные годы Николай Березов, Патриция Нири, Уве Шольц и Бернд Бинерт. Швейцарский хореограф Хайнц Шпёрли, директор Балета Цюриха в 1996—2012, всего за несколько лет превратил его в одну из ведущих балетных компаний Европы. Под руководством немецкого хореографа Кристиана Шпука компания продолжает блюсти свои сложившиеся традиции и осваивать новые художественные пути, используя новаторскую хореографию для развития жанра традиционного сюжетного балета, но уделяя внимание и современному абстрактному танцу. Выдающиеся мировые хореографы – Уильям Форсайт, Пол Лайтфут и Соль Леон, Дуглас Ли, Мартин Шлепфер, Иржи Килиан, Уэйн Макгрегор, Марко Гёке, Матс Эк и другие – приезжают в Цюрих и обеспечивают труппе стилистическое разнообразие репертуара. Программа для молодых хореографов предоставляет членам труппы возможность взять на себя создание спектаклей.

В 2001 году был учрежден Юношеский балет – программа для талантливых молодых артистов. Благодаря ей молодые артисты балета со всего мира могут получить поддержку во время перехода от обучения к профессиональной карьере. Участие в программе длится до двух лет; участники занимаются вместе с труппой Балета Цюриха, танцуют в некоторых репертуарных спектаклях и таким образом получают бесценный для карьеры танцовщика сценический опыт.

Балет Цюриха ведет разностороннюю работу с публикой: сюда входят публичные презентации будущих премьер, вводные лекции перед представлениями, регулярные обсуждения балетов и большое количество разных проектов для детей, молодежи и учебных заведений.

Кристиан Шпук
Художественный руководитель

Кристиан Шпук родился в немецком городе Марбург, с сезона 2012/13 возглавляет Балет Цюриха. Учился танцевать в знаменитой школе Джона Крэнко в Штутгарте, выступал в труппе Яна Лауерса Needcompany и в ансамбле Анны Терезы де Кеерсмакер Rosas. В 1995 году вступил в труппу Штутгартского балета, а в 2001 году стал ее штатным хореографом. Поставил для Штутгартского балета такие спектакли, как das siebte blau – «Седьмой синий» (2000), Lulu. Eine Monstretragödie – «Лулу. Трагедия монстра» (2003), Der Sandmann – «Песочный человек» (2006) и Das Fräulein von S. – «Мадемуазель де С.» (2012)

Кристиан Шпук ставил спектакли для многих известных танцевальных коллективов в Европе и Америке. В их числе: Morphing Games – «Игры с формой» для итальянской компании Aterballetto (1999); «Адажио» для Нью-Йорк Сити балета (2000); this- – «Это...» для балета Берлинской национальной оперы (2003); The Restless – «Неутомимые» для чикагской компании Hubbard Street Dance 2 (2005); «Возвращение Улисса» для Фламандского королевского балета (2006, гастроли на международном фестивале в Эдинбурге в 2009 году); «Леонс и Лена» для балета театра Аальто в Эссене (2008) – спектакль впоследствии вошел в репертуар Большого канадского балета Монреаля, Штутгартского балета и Балета Цюриха; «Войцек» для Национального балета Осло (2011) – спектакль входит в репертуар Балета Цюриха. Для Балета Цюриха Шпук поставил «Ромео и Джульетту» (2012), «Сонет» (2014) и «Анну Каренину» (2014).

В последние годы Кристиан Шпук направил свой талант на музыкальный театр и кинематограф. Среди его оперных постановок «Орфей и Эвридика» в Штутгартской опере (2009), «Фальстаф» в театре Висбадена (2010) и «Осуждение Фауста» для берлинской Дойче-Опер (2014). В 2006 году телеканал ARTE транслировал 25-минутный танцевальный фильм Шпука с участием Марсии Хайде и Роберта Тьюсли.

В 2005 году балет Шпука «Дети», поставленный для театра Аальто в Эссене, был номинирован на премию Benois de la Danse. А балет «Поппея//Поппея» для компании Gauthier Dance, базирующейся в Театральном доме Штутгарта, стал одним из 10 наиболее успешных танцевальных спектаклей 2010 года по версии журнала Dance Europe и завоевал в 2011 году немецкую театральную премию «Фауст» и итальянскую премию Danza/Danza.

Щелкунчик и Мышиный король
Хореография: Кристиан Шпук
Музыка: Петр Ильич Чайковский
Дирижер: Пол Коннелли, Яннис Пуспурикас
Художник-постановщик: Руфус Дидвишюс
Художник по костюмам: Буки Шифф
Художник по свету: Мартин Гебхардт
Хормейстер: Эрнст Раффельсбергер
Драматурги: Михаэль Кюстер, Клаус Шпан
Премьера: 14 октября 2017 года, Цюрихская опера

По одноименной сказке Э.Т.А. Гофмана
Переработка сценария – Клаус Шпан

Стоит только подумать о музыке Чайковского к балету «Щелкунчик», как слышишь волшебный звук челесты, сопровождающий знаменитый танец Феи Драже, а перед глазами встает гостиная в роскошном рождественском убранстве и кружатся в вальсах снежинки и цветы.

Музыка Чайковского – яркая, ясная, изобретательная – сделала «Щелкунчика» одним из самых популярных произведений балетного репертуара. Запоминающиеся мелодии обрамляют историю девочки Мари. Под действием магии рождественских подарков она приходит в состояние неестественного лихорадочного сна, где игрушки и сладости оживают и вступают в бой со страшными мышами, а под конец деревянный Щелкунчик побеждает и становится Прекрасным принцем.

Сюжет «Щелкунчика» основан на сказке Э.Т.А. Гофмана, которая, став балетным либретто, утратила львиную долю своей темной романтической мистики. В частности, второй акт балета состоит только из дивертисментов – колоритные танцевальные номера и зрелищные сценические эффекты сменяют друг друга, в то время как действие нисколько не развивается. Гофман же, напротив, ведет сюжет дальше: он рассказывает сказку внутри сказки (в балете от нее не осталось и следа) и тонко балансирует между воображением и реальностью. Кристиана Шпука больше интересует фантастическая природа первоначальной истории, чем ее прелестная рождественская оболочка. В своей новой постановке он населяет сцену всевозможными персонажами Гофмана и создает остроумный и причудливо-инфернальный спектакль.

Немецкий хореограф Кристиан Шпук