РУ | EN

DANCE INVERSION

Международный фестиваль современного танца

Красавица


Труппа

Балетная труппа Монте-Карло была создана в 1985 году по желанию Ее Королевского Высочества принцессы Ганноверской Каролины, которая хотела развить танцевальные традиции Монако. Руководство новой труппой взяли на себя Гилен Тесмар и Пьер Лакотт, а затем Жан-Ив Эскер.

В 1993 году принцесса Каролина назначила руководителем Балета Монте-Карло Жана-Кристофа Майо. Он принес в труппу свой богатый танцевальный опыт, полученный под руководством Розеллы Хайтауэр и Джона Ноймайера, а также опыт руководства Национальным центром хореографии Тура. Как хореограф Жан-Кристоф Майо создал для труппы более тридцати балетов. Некоторые из них вошли в репертуар крупнейших мировых театров. Культовые работы Майо принесли Балету Монте-Карло всемирную известность.

Жан-Кристоф Майо развивает репертуар труппы, приглашая лучших хореографов современности, но дает возможность и молодым хореографам проявить свой талант, предоставляя в их распоряжение 50 великолепных танцовщиков Балета Монте-Карло. В числе приглашенных хореографов у него работали Сиди Ларби Шеркауи, Шэнь Вэй, Алонсо Кинг, Эмио Греко, Крис Харинг, Марко Гёке, Люсинда Чайлдс, Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Кароль Армитаж, Морис Бежар и даже Мари Шуинар.

В 2011 г. под патронатом Её Высочества принцессы Ганноверской и руководством Жана-Кристофа Майо три учреждения – Балет Монте-Карло, Танцевальный форум Монако и Академия танца имени княгини Грейс – были объединены в единую организацию, которая теперь занимается развитием международной труппы, проведением фестивалей и обучением танцовщиков. Творчество, продюсирование и профессиональная подготовка теперь сосредоточены в одной структуре, чтобы служить хореографии как никогда прежде.

Жан-Кристоф Майо

Жан-Кристоф Майо родился в 1960 году, учился балету и игре на фортепиано в Национальной консерватории Тура, затем (до 1977 года) у Розеллы Хайтауэр в Международной школе танца в Каннах. В 1977 году был награжден Призом Международного юношеского конкурса в Лозанне, затем поступил в труппу Гамбургского балета Джона Ноймайера, солистом которой являлся в течение последующих пяти лет, исполняя главные партии. В разгар карьеры ему пришлось уйти со сцены из-за травмы.

В 1983 году он вернулся в Тур и стал хореографом и руководителем балетной труппы Большого театра Тура, впоследствии преобразованного в Национальный центр хореографии. Для этой труппы Майо поставил свыше двадцати балетов, а в 1985 году учредил фестиваль Le Chorégraphique. В 1987 году Майо поставил «Чудесный мандарин» для Балета Монте-Карло – и имел исключительный успех. В сезоне 1992/93 он стал художественным советником Балета Монте-Карло, а в сентябре 1993 г. принцесса Каролина назначила его художественным руководителем театра.

Под руководством Майо начался новый этап в развитии Балета Монте-Карло. Труппа быстро прогрессировала в своем развитии и вот уже двадцать лет носит заслуженную репутацию высокопрофессионального, творчески зрелого коллектива. Майо поставил для нее несколько десятков балетов, ряд из которых – например, «К земле обетованной» (1995), «Ромео и Джульетта» (1996), «Золушка» (1999), «Красавица» (2001), «Сон» (2005), «Другая песнь» (2006), «Фауст» (2007), «Озеро» (2011), «Хорео» (2013) и «Труппа “Щелкунчика”» (2013) завоевали международное признание. Некоторые из этих работ включены в репертуар ведущих балетных театров мира – Большого балета Канады, Королевского Шведского балета, Национального балета Кореи, Штутгартского балета, Королевского Датского балета, балета Большого театра Женевы, Тихоокеанского северо-западного балета, Американского театра балета и Балета Бежара в Лозанне. В 2014 году Майо поставил «Укрощение строптивой» для балетной труппы Большого театра.

Жан-Кристоф Майо внимательно следит за работой других артистов. Он известен своей открытостью и всегда готов к сотрудничеству с хореографами, работающими в других стилях. В 2000 году, стремясь представить хореографическое искусство во всем его многообразии, он основал Танцевальный форум Монако – международный фестиваль танца, в рамках которого проводятся разнообразные спектакли, выставки, семинары и конференции.

В 2007 году он поставил свою первую оперу «Фауст» в Государственном театре Висбадена, в 2009 году – «Норму» в Опере Монте-Карло. В 2007 году создал свой первый фильм-балет «Золушка», в 2008 году – фильм-балет «Сон». В 2009 году разработал и координировал программу фестиваля «Столетие “Русских сезонов”» в Монако, в рамках которого княжество в течение года посетили более 50 балетных трупп и хореографов, собрав аудиторию в 60 тысяч зрителей.

Жан-Кристоф Майо является кавалером Ордена Княжества Монако за заслуги в области культуры, а также французских орденов Искусств и изящной словесности и Почетного легиона. 17 ноября 2005 года князь Монако Альберт II наградил Жан-Кристофа Майо Орденом Святого Карла. В 2008 году в Москве он был удостоен премии Benois de la Danse в номинации «Лучший хореограф», а в 2010 году в Испании – премии Danza Valencia. В 2015 году его балет «Укрощение строптивой» получил «Золотую маску» в нескольких номинациях, в том числе как лучший балетный спектакль.

 

Жан-Кристоф Майо:

Я создал «Красавицу» более пятнадцати лет назад и, конечно, та версия балета, которую публика увидит сегодня, отличается от оригинальной. Мои балеты постоянно меняются. Они не застывают во времени, не сводятся к единственному варианту, в котором впервые увидели свет. Искусство хореографии находится в постоянном движении, бесконечно трансформируется. В труппу приходят новые танцовщики, привнося в спектакль свои чувства, свое восприятие, свой уникальный талант. Работающие над балетом специалисты, будь то дизайнеры, сценографы, музыканты или авторы либретто, тоже проходят через перемены, добавляя новые идеи. Я не перестаю говорить, что мои спектакли – это не запись в архиве, не неприкосновенный экспонат. Наоборот, для меня радость видеть, как они преображаются, – это главный стимул, чтобы продолжать работу.

Красавица
Хореография: Жан-Кристоф Майо
Музыка: Петр Ильич Чайковский
Художник-постановщик: Эрнест Пиньон-Эрнест
Художник по костюмам: Филипп Гийотель
Художник по свету: Доминик Дрийо
С участием Филармонического оркестра Монте-Карло под управлением Николя Брошо
Премьера состоялась 27 декабря в центре Гримальди-форум в Монако

 

photos by Alice Blangero - with Liisa Hamalainen & Alexis Oliveira