РУ | EN

DANCE INVERSION

Международный фестиваль современного танца

Le Cops du Ballet Болеро


Национальный балет Марселя

Создан в 1972 году хореографом Роланом Пети. Национальный балет Марселя (НБМ) был одной из первых танцевальных компаний, которая получила статус Национального хореографического центра (в 1984 году). В 1992 для компании было выстроено новое здание, которое она и занимает по сей день. С 1998 по 2004 годы НБМ возглавляла Мари-Клод Пьетрагалла, а с 2004 по 2013 – Фредерик Фламан. Оба хореографа открывали перед балетом Марселя новые творческие горизонты.

С сентября 2014 года балетом Марселя руководят Эмио Греко и Питер Шольтен. Они планируют продолжать тот же подход, который использовали, работая над совместным проектом, стартовавшим в 2009 году в Амстердаме — международным танцевальным центром ICKamsterdam. Они создали свою вселенную, свой язык, заимствуя лексику как классического, так и постмодернистского танца. В программе мероприятий марсельского балета, названной «бунтующее тело», они обсуждают положение художника в обществе, а в программе le corps du ballet исследуют новую форму существования современного балета.

В настоящее время в труппе Национального балета Марселя 26 постоянных артистов и 5 стажеров; подготовлена новая гастрольная программа.

Эмио Греко и Питер Шольтен

Эмио Греко — танцовщик из южной Италии, а Питер Шольтен — руководитель экспериментального театра в Нидерландах. Они начали работать вместе в 1990-х годах и превратили свое творческое сотрудничество в хореографическое приключение. Заинтересовавшись в 1995 году человеческим телом и внутренними мотивами его поведения, они создали свой первый проект – танцевальный моноспектакль Bianco – «Бьянко», который стал первой частью трилогии «Между мозгом и движением». Трилогия сопровождалась художественным манифестом о теле и семи принципах телесной логики. Этот манифест заложил основу нового языка, который они продолжают развивать.

Чтобы описать их творчество и его самобытность, в котором постоянный поиск сочетается с мощным воображением, пришлось создать новый термин — «экстремализм». С первых дней существования компании EG I PC Эмио Греко и Питер Шольтен развивают собственную вселенную и хореографический язык, выкованный из напряжения и синхронности; они заимствуют лексику и у классического танца, и у постмодернистского танца. Причудливая театральность, которой наполнены танцевальные номера, и высокое качество то повторяющихся, то расцветающих разнообразием танцевальных движений Эмио Греко и его танцовщиков – все это вписано в жестко заданные рамки хореографической партитуры с тем, чтобы в каждом произведении воплотить фантастические пластические конструкты. В их работах отражается человеческое тело, этот незнакомец, вхожий во множество чувственных миров – отражается так, словно оно и творит все эти истории, погружаясь в неожиданные, загадочные пространства, где залитые светом декорации – цветные либо монохромные – ведут диалог с музыкой.

Среди последних проектов Эмио Греко и Питера Шольтена «Комедия» (2011), «Рокко» (2011), «Страсти в дуэте» (2012), «Двойные значения: экстремализм» (2012), «Последнее прощание» (2012), «Двойные значения: Верди» (2013), «Мужчина без причины» (2013), «Сопрано» (2014), Le Corps du Ballet в Национальном балете Марселя и «Экстремализм» (2015).

За многие из этих спектаклей, которые зачастую были поставлены совместно с крупными фестивалями и театрами и объехали весь мир, Эмио Греко и Питер Шольтен были удостоены множества международных премий.

Le Corps du Ballet

Продолжительность спектакля 70 минут
17 танцовщиков
Идея и хореография: Эмио Греко и Питер Шольтен
Звукорежиссер: Питер Шольтен
Художник по свету: Хенк Даннер
Художник по костюмам: Клиффорд Портье
Первая постановка (с 21 танцовщиком): 14 марта 2015 года в Национальном театре Марселя
Совместно с танцевальным центром ICKamsterdam

Le Corps du Ballet был первым проектом, созданным руководителями Национального балета Марселя балета Эмио Греко и Питером Шольтеном.

Эмио Греко и Питер Шольтен задались целью найти для Национального балета Марселя новый облик, для чего им пришлось критически оценить состояние балетного искусства. Оба они приобрели театральный опыт еще в юности: один из них начинал как театральный режиссер и балетный драматург, а другой был высококлассным исполнителем в компании Яна Фабра. Отправной точкой их сотрудничества в 1995 году стал интерес к нестандартному танцу – новому подходу, основанному на классической технике и мощной пластической индивидуальности Эмио Греко.

В 2011 году Эмио Греко и Питера Шольтена пригласили сотрудничать с Балетом Монте-Карло, а в 2013 году – с Датским королевским балетом. К этим двум истинно классическим труппам они подошли с отточенных художественных и технических позиций, которые разрабатывали со времени своего первого художественного манифеста – моноспектакля «Бьянко» (1996). Их интерес к поиску и созданию нового в балетной технике зародился в том числе благодаря известной книге Элиаса Канетти «Масса и власть». Главные темы этой книги – синхронность и отношения между индивидуальным и общественным. Таким образом Эмио Греко и Питер Шольтен нашли подход к классической балетной труппе с ее организацией и иерархией. Греко и Шольтена привлекают не только технические аспекты балета, но и аспекты социальные, и даже политические. «Балет – это артефакт, знаковое слово, в котором заключен весь мир». Оно используется разными способами и приобрело более широкое значение, чем стандартизированная танцевальная техника, сформировавшаяся при Людовике XIV; метонимически слово «балет» сегодня употребляется для обозначения танца как такового во всем многообразии его форм.

Для Эмио Греко и Питера Шольтена Le Corps du Ballet – идеальный проект для формирования нового облика Национального балета Марселя. Этот спектакль позволил им продолжить предыдущий поиск и ввести новый импульс в диалог между классическим и современным танцем, характерный для всех их работ.

Boléro

Продолжительность спектакля 25 минут
От 9 до 18 танцовщиков
Идея и хореография: Эмио Греко и Питер Шольтен
Художник по свету: Хенк Даннер
Художник по костюмам: Клиффорд Портье
Звукорежиссер: Питер Шольтен
Музыка: «Болеро» Мориса Равеля © Nordice B.V. / Redfield B.V
Премьера: 5 августа 2015 года в Оперном театре Марселя.
Совместно с танцевальным центром ICKamsterdam

Когда труппа Брониславы Нижинской впервые исполнила «Болеро», танцовщики двигались среди декораций в испанском стиле, а напряжение строилось вокруг танцовщицы болеро, соблазняющей мужчин как Кармен в знаменитой оперной сцене. Впоследствии Равель говорил, что он хотел бы поместить танцовщиков в заводскую среду – явно в стиле картин Фернана Леже – где множество линий и изгибов создавало бы контраст к линейной, повторяющейся мелодии.

Эмио Греко и Питер Шольтен не стали ломать голову над сценографией и сконцентрировались на конфликте тела и музыки. Они продолжают исследования, связанные с «бунтующим телом», и музыка перестает набрасывать контуры сюжета: она становится главным действующим лицом, с которым взаимодействуют все танцовщики. Схватка девяти танцовщиков и симфонического оркестра может показаться неравной, но танцовщикам нужно освободиться от музыки, даже если их тела резонируют в ответ ей. Музыка Boléro – не просто сила, одолевающая танцовщиков, но поле внутренней битвы, отражающее двойственность каждого человека. Тело, столкнувшись с непреклонной ритмической линией, раскрывает свои сомнения, конфликты и желания. Поэтому чувство освобождения можно ощутить только в конце, когда в партитуре безжалостно сталкиваются звуки, а роли окончательно меняются.

 

Сopyright: Alwin Poiana (Le Corps)


Copyright: Verchere (Bolero)